В 2021 году порядок пересмотра кадастровой стоимости изменился в виду вступления в силу ФЗ 237.
В Забайкальском крае с января 2021 года вступила в действие новая кадастровая стоимость по всем по зданиям, помещениям и сооружениям. С января 2022 года по земельным участкам также будет действовать новая кадастровая стоимость.
Посмотреть новую кадастровую стоимость можно на Публичной кадастровой карте, либо на сайте Росреестра.
От кадастровой стоимости рассчитывается налог на имущество: 2% в год для зданий, сооружений, помещений коммерческого и промышленно-складского назначения; 1,5% в год для земельных участков коммерческого и промышленного назначения.
Для земельных участков, которые находятся в аренде у граждан платеж составляет % согласно договору аренды земельного участка.
Вместе с изменением кадастровой стоимости законодатель установил право на пересмотр (снижение) кадастровой стоимости в рамках ФЗ 237.
Пересмотр кадастровой стоимости в частном порядке по данному федеральному закону влечет за собой перерасчет уже уплаченных налогов и арендных платежей.
Специалисты нашей организации с 2013 года занимаются вопросами по оспариванию и пересмотру кадастровой стоимости на территории Забайкальского края. В текущем году по новому порядку (ФЗ 237) была снижена кадастровая стоимость по значительному количеству зданий, помещений и сооружений (от 30% до снижения в 6-8 раз).
Услуги оказываются «под ключ», от сбора необходимой документации и получения готового результата снижения кадастровой стоимости до подачи документов в налоговую по пересчету налогов или подачи документов в администрацию для пересчета аренды.
В соответствии с действующим законодательством (ФЗ 237), физические и юридические лица в целях пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости могут обратиться с соответствующим заявлением в КГБУ "Забгеоинформцентр" (ст 20, ст 21), с отчетом об оценке в комиссию при Департаменте имущества (ст 22), либо напрямую в Забайкальский краевой суд, минуя рассмотрение отчета в комиссии департамента. Следует отметить, что в случае с Физическими лицами экспертиза в 99% случаях не требуется и принимается положительное решение, которое через 1 месяц вступает в законную силу. Оставшийся 1% приходится на участки, которые находятся в аренде у районов края, и на заседание являются представители администрации.
Наиболее предпочтительным и наименее затратным является вариант с подачей пакета документов по ст 20, ст 21, ФЗ 237 в КГБУ, поскольку если речь идет о ст 22 (комиссия с отчетом об оценке), то на практике, оценочное законодательство в части требований по правильности составления отчета имеет возможность двойственного толкования в ту или иную сторону. Таким образом, в зависимости от того лица, которое рассматривает отчет на соответствие действующему законодательству, отчет и расчеты в нем можно признать недостоверным по абсолютно любой причине (например: п. 5, ФСО 3 - "отчет не должен вводить в заблуждение конечных пользователей" или "информация, существенно влияющая на результат оценки должна быть подтверждена"), что и является причиной отказа комиссии. Но многолетняя практика работы нашей организации в данной сфере показала, что чем выше рыночная стоимость в отчете, тем больше вероятность пройти комиссию. Таким образом, один и тот же участок можно оценить по разному, в зависимости от варианта оспаривания и конкретных требований тех, кто будет проверять отчет об оценке: через комиссию - участок будет стоить дороже, либо через суд - участок будет стоить, соответственно, дешевле. Разница обусловлена тем, что в суде эксперты СРО проверяют отчет объективно и всесторонне, определяя дополнительно свою величину рыночной стоимости рассматриваемого объекта и её отклонения от стоимости в отчете, не обращая внимания на технические опечатки в отчете (п.18, ФСО 5, ст. 8, ФЗ-73 "о судебно-экспертной деятельности").
Наша организация рекомендует в настоящий момент работать по ст 20, ст 21, ФЗ 237, поскольку практика показывает положительные результаты пересмотра кадастровой стоимости в сторону уменьшения. Данная позиция обусловлена тем, что в КГБУ работают специалисты с оценочным образованием и используют подходы и методы, зная и используя которые можно подготовить грамотное нормативно-правовое обоснование для успешного его рассмотрения в КГБУ без отчета об оценке.
Специалисты ООО "Забайкальская краевая лаборатория судебных экспертиз" имеют значительный судебный и внесудебный опыт работы в оценочной деятельности (стаж отдельных работников начинается с 1999 года), что позволяет грамотно работать по ст 20, ст 21, ФЗ 237 с получением максимально продуктивного результата по сравнению с самостоятельным составлением пакета документов физическим лицом, не обладающим специальными навыками и познаниями в оценочной деятельности.
При работе по ст 22 (с отчетом об оценке через комиссию или суд), в отношении оцениваемых объектов в целях оспаривания кадастровой стоимости действует положение ст. 24.19 «Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", где указано:
«Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей».
В соответствии с выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости, определяется дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, что и будет являться датой оценки объекта оценки.
Таким образом, Оценщик определяет рыночную стоимость объекта оценки на ту же дату, которая использована при осуществлении кадастровой оценки, в связи с необходимостью определения кадастровой стоимости.
Периодом пересчета кадастровой стоимости (по ст 20, ст 21, ФЗ 237) будет являться отрезок от даты массовой переоценки до текущей даты. Для остальных вариантов пересмотра кадастровой стоимости - с момента внесения изменений в ЕГРН данных о пересмотренной стоимости.
Подводя итоги, специалисты нашей организации рекомендуют в целях экономии денежных средств, своего времени и нервов, первично работать по ст 20, ст 21, ФЗ 237 под ключ, посредством заказа услуги полного сопровождения процесса пересмотра кадастровой стоимости, с предоставлением подтверждения результата проделанной работы.
Со всеми работами нашей организации, которые успешно прошли в комиссии (без суда), можно ознакомиться на сайте Росреестра выбрав субъект РФ - "Забайкальский край". Узнать о стоимости и сроках работы можно непосредственно у специалиста, позвонив по рабочему телефону организации. За всю судебную практику нашей организации 100% административных истцов, обратившихся в суд (как после отказа комиссии, так и без комиссии напрямую) получили положительное решение и ни один отчет не был признан недостоверным.