Бухгалтерская экспертиза
в Чите.
Финансово-экономическая экспертиза, или, как некоторые её называют, судебная бухгалтерская экспертиза - достаточно широкоспециализированный, широконаправленный вид экспертизы и исследований в экономической области, финансовых вопросах. В своем роде, бухгалтерская экспертиза - редкое и уникальное направление в Забайкальском крае. До недавнего времени, по Забайкальскому краю и в Чите было крайне мало специалистов по данному направлению. В рамках судебного заседания приходилось назначать экспертизу такого рода экспертам крупных городов из других регионов (г. Иркутск, г. Новосибирск, г. Екатеринбург, г. Москва и пр.). На сегодняшний день в Забайкальском крае такое направление получает довольно форсированное развитие, в связи с высоким спросом на такие услуги и гуманитарным уклоном выпускающихся специалистов ВУЗов.
Финансово-экономическая экспертиза - анализ, исследование представленных документов бухгалтерской финансовой отчетности для ответа на поставленные перед экспертом вопросы. В ходе такого исследования специалист судебно-экспертного учреждения применяет Методические рекомендации по производству судебных экспертиз, производит сопоставление предоставленных документов требованиям нормативно-правовых актов, исследование документов по форме и содержанию, проводится аналитическая и логическая проверка документов. Основными нормативно-правовыми актами (НПА), которые эксперт использует наиболее часто, являются:
- Трудовой кодекс РФ;
- Налоговый кодекс Российской Федерации;
- Гражданско-правовой кодекс Российской Федерации;
- Административный кодекс Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598);
- "Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли" (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5).
- Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (Принят
Государственной Думой 22 ноября 2011 года, одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года);
- Положение по бухгалтерскому учету "учет материально-производственных запасов" пбу 5/01 (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.2001 N 44н);
- Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н);
- Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н);
- Положение по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010) (утв. приказом Минфина РФ от 28 июня 2010 г. N 63н).
Обычно, вопросы перед экспертом суд ставит исходя из устоявшейся практики в судебном делопроизводстве в конкретном регионе (в нашем случае, Забайкальский край). Как правило, они имеют однотипную формулировку по тому или иному предмету спора. Наиболее распространенные вопросы, которые перед нашими экспертами ставил суд, касаются:
- недостача при инвентаризации;
- упущенная выгода;
- расчет себестоимости;
- установление тарифов;
- определение межтарифной разницы (выпадающие доходы);
- расчет средней заработной платы;
- пересчет кредита;
- определение совокупных (общих) затрат;
- определение налоговой базы;
- соответствие ведения бухгалтерского учета и отчетности на предприятии нормам дейествующего законоодательства;
и др.
Необходимо отметить, что при назначении судебной бухгалтерской экспертизы, суд в праве менять формулировку, добавлять, уточнять вопросы, поставленные перед экспертом.
В ходе проведения судебной финансово-экономической экспертизы, если у эксперта возникают вопросы - он отправляет запрос в суд, в котором указывает запрашиваемые пояснения у заинтересованных сторон, либо недостающие документы, требуемые для ответа на поставленные вопросы.
Крайне важно подчеркнуть, что производство судебной экспертизы регламентируется Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), требования которого запрещают эксперту самостоятельно собирать любые данные, касаемые объекта экспертизы или запрашивать у заинтересованных сторон. В связи с этим, сроки проведения бухгалтерской экспертизы нередко затягиваются, так как в ходе расчетов появлятся новые нюансы, выявляются несоответствия в отчетности, данные, нужные для расчетов эксперту, которые он берет из копий документации представленных суду заинтересованным лицом (участником дела), часто теряются в ходе их сканирования самой стороной или судом.
В Забайкальском крае и в г. Чите в частности, превалируют дела, участником которых являются банки/кредитные организации. Львиная доля исков связана с недобросовестными плательщиками, с которых взыскивают имущество. Но есть и честные граждане, которые стали узниками обстоятельств, жертвами экономических и ридических ухищрений. Нередко обращаются с просьбой пересчитать кредит с момента заключения договора по дату последнего платежа (гашения) в соответствии со статьей 395 ГК РФ (уменьшается размер пени - неустойки, которую необоснованно завышает банк), а также в порядке, установленном ст. 319 ГК РФ (в первую очередь гасятся издержки банка по получению платежа, потом проценты по кредиту, затем основной долг, и только потом суммы начисленной неустойки). Согласно устоявшейся практики, такие суды люди выигрывают. Значительно, в несколько раз уменьшается сумма основного долга и процентов, а иногда задолженность исчезает полностью.
Хотелось бы также отметить дела по взысканию межтарифной разницы.
Согласно правовым позициям, высказанным Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П и Высшим арбитражным судом РФ в пункте 1 постановления Пленума от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для данной группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается в таких случаях возмещение этой организации понесенных ею экономических потерь посредством их компенсации со стороны публично-правового образования, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Уполномоченным органом в сфере установления тарифов на тепловую энергию на территории Забайкальского края является Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, которая на основании постановления Губернатора Забайкальского края № 38 от 17.11.2009 г. включена в структуру исполнительных органов государственной власти Забайкальского края и которая утвердила тарифы для истца.
Поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить истцу расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должен быть Забайкальский край как субъект Российской Федерации. Экспертиза довольно затратная, но все расходы возмещаются ответчиком, а результат оправдывает средства.
Самая последняя модная тенденция налоговых органов – назначать экспертизу при проведении налоговых проверок. Особенно это актуально при проверках по налогу на прибыль и НДС: то не та подпись на документе, то печать, то содержание самих хозяйственных операций.
Налоговые органы пользуются таким инструментом, как экспертиза, в силу того, что им дано право самостоятельно решать вопрос о целесообразности проведения экспертизы и определению привлекаемого экспертного учреждения или эксперта. Основная фактическая цель «налоговой» экспертизы заключается в возможности использовать ее результаты для привлечения налогоплательщика к ответственности.
Итак, налоговая экспертиза - представляет собой исследование по выполнению требований действующего налогового законодательства при отражении фактически совершенных хозяйственных операций в регистрах налогового учета и налоговой отчетности (налоговых декларациях). С помощью полученных результатов экспертизы подтверждаются либо опровергаются следующие обстоятельства: установление факта подписания документов конкретным лицом; определение давности изготовления документа; установление принадлежности товаров (работ, услуг) к определенному виду или группе; стоимость того или иного объекта и т. д.
Важным моментом при проведении экспертизы является полноценная реализация налогоплательщиком своих прав, предусмотренных п. 9 ст. 95 НК РФ. Для налогоплательщика несогласного с результатами экспертизы или порядком ее назначения и проведения, важно использовать грамотный тактический подход для защиты своих прав и интересов. Здесь крайне значимой является деятельность профессиональных и опытных консультантов, которые могут четко и грамотно подготовить заключение эксперта, дополнительные вопросы, а также своевременно заявить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
Судебная экспертиза данного типа (экспертиза налогов) подразумевает исследование полноты исполнения налоговых обязательств определенным предприятием или фирмой. Она может назначаться только в судебном порядке, проводится, согласно закону, следователями органов внутренних дел.
Процедура исследования предприятия в судебном порядке имеет свою специфику. Она применяется тогда, когда идет подозрение о неуплате налогов или недостаточном объеме выплат. В таком случае исследуются и бухгалтерская отчетность и учет, и налогообложение объекта. Теоретические данные вместе с законодательными нормами о сборах и налогах дают возможность оценить ситуацию на предприятии и определить, в достаточном ли объеме выплачивались все налоги владельцем объекта
Залогом Вашего успеха является привлечение опытных профессиональных консультантов, что позволит тактически грамотно использовать механизмы оспаривания неблагоприятных выводов экспертизы или построения правовой позиции для возможности назначения экспертизы на судебной стадии обжалования решения налогового органа. Грамотная правовая позиция, выстроенная при помощи профессионалов, позволяет определить необходимость обжалования выводов экспертизы либо назначения экспертизы на определенном этапе спора, а в ряде случаев – воздержаться от обжалования процедурных моментов, связанных с экспертизой на досудебной стадии, и использовать имеющиеся аргументы при переходе в судебный процесс.